ИСТОРИЯ ЗАВОДА "ТЕПЛООБМЕННИК"

 Следующим значимым проектом стала работа над пассажирским среднемагистральным самолетом МС-21. Если в производстве SSJ-100 «Теплообменник» работал совместно с иностранными компаниями, то в проекте МС-21 предприятие выступает в качестве головного разработчика систем жизнеобеспечения самолета, в частности, комплексной системы кондиционирования воздуха и противообледенительной системы.

 

В 2016 г. завод «Теплообменник» отметил свой 75 -летний юбилей. 

«Без нас в России не летают!»

 

Эти слова наиболее полно отражают и значение, и содержание деятельности АО Производственно-конструкторского объединения "Теплообменник". Предприятие является одним из крупнейших разработчиков и поставщиков наукоемкой продукции для авиационной промышленности России.

 

История завода уходит своими корнями в далекий 19 век, когда в подмосковном селе Солнечная гора (ныне г. Солнечногорск Московской обл.) была открыта самоткацкая бумажная фабрика. В годы первых пятилеток XX-го века завод осваивает производство спасательных и грузовых парашютов. С 1939г. носит имя летчика Героя Советского Союза М.М.Громова.

С наступлением ВОВ завод был эвакуирован в г. Горький. Эвакуация проходила с 19 октября по 8 ноября 1941 г. в тяжелейших условиях. Завод создавался практически на «пустом» месте, но уже 28 ноября 1941г. завод изготовил первую партию изделий: радиаторы для самолётов, танков и судов. С 1943 г. на заводе активно внедрялись поточно-конвейерные линии и новые производственные процессы, позволяющие увеличивать выпуск продукции.

С 1945г. наряду с авиационными радиаторами производятся радиаторы для тракторов и комбайнов, выпуск которых постоянно нарастает.

С середины 50-х г.г. заводу поручено наладить производство изделий для систем жизнеобеспечения самолетов. Значительно увеличивается номенклатура изделий теплотехнического назначения для авиационной техники. Начало технического перевооружения было связано с освоением жидкостных газификаторов с принципиально новыми конструктивными решениями для кислородных и азотных систем самолетов и вертолетов.

60-е годы — время бурного развития авиастроения. Резко возрос объем заказов с предприятий авиационной промышленности. На заводе в результате реконструкции цехов и производственных участков было обновлено и модернизировано оборудование, максимально механизированы и автоматизированы технологические процессы.

Все это дало мощный толчок для внедрения совершенно новых технологических процессов (аргонодуговая сварка алюминиевых и нержавеющих сталей, изготовление сложных трубопроводов, сборка и испытание электросхем). В рекордно короткие сроки заводом освоены и стали выпускаться новые изделия для авиации – теплообменники, турбохолодильники и др.

На заводе организуется филиал Московского агрегатного завода (ныне ОАО НПО «Наука») для разработки и освоения новых изделий, модернизации серийных. В связи с созданием в 1960 г. ОКБ –мозгового центра предприятия - возникает ряд принципиально новых направлений в разработке конструкций и освоения технологий в производстве агрегатов и систем для летательных аппаратов. Внедрено в производство 62 изделия и подготовлена документация к освоению еще 150 авиационных изделий. В июле 1961 г. получено первое авторское свидетельство на изобретение – «Система измерения запаса жидкого кислород в газификаторе».

Организован филиал НПП «Звезда» (Московская обл.) для серийного сопровождения производства авиационных защитных шлемов.

Идет интенсивная реконструкция производства, внедрение прогрессивного оборудования и техпроцессов. Началось строительство уникального инженерного сооружения – высотно-испытательной станции с современным автоматизированным оборудованием.

В 70-е годы предприятие полностью перешло на выпуск изделий для авиации. Только в 1974г. конструкторы разработали 26 новых изделий и 12 модификаций для различных летательных аппаратов. В июне 1970 г. получено авторское свидетельство на промышленный образец «Газификатор кислородный самолетный» — первая самостоятельная разработка кислородного газификатора.

Внедрены сварка нержавеющих сплавов, плазменная резка, электронно-лучевая пайка, высокоточная обработка титановых сплавов; штамповка касок для гермошлемов переведена на пресс-пушку. Начинается внедрение станков с программным управлением типа «обрабатывающий центр».

Наряду с изделиями авиационной тематики начат выпуск бытовых газовых плит.

За ОКБ закреплен ряд самостоятельных направлений разработок по авиационной тематике, в том числе разработка системы наддува нейтральным газом топливных баков для защиты самолета от пожара или взрыва. ОКБ приступило к работам по космической тематике, создан отдел, разрабатывающий для космического корабля «Буран» cистему термостатирования электронной аппаратуры.

В 1976 г. получено авторское свидетельство на промышленный образец «Медицинская криогенная установка» («Пингвин»), с помощью которой проводились операции методом криодеструкции.

В 80-е годы на заводе внедряются новые технологические процессы, создаются не имеющие аналогов технологии сварки и пайки, механообработки, листовой штамповки. Осуществляется освоение высокотемпературных теплообменников из нержавеющих сталей. Внедряются роботизированные комплексы. Организовывается производство изделий для нового поколения самолетов Ту-204, Ил-96, Ил-114 и других.

Впервые в отрасли были освоены системы автоматизированного проектирования (САПР) для разработки конструкций и расчетов изделий. Бортовые системы от «Теплообменника» оснащаются блоками автоматического управления собственной разработки и изготовления. К началу 90-х практически на всех летательных аппаратах установлены изделия с маркой «Теплообменник».

В сложные 90-е годы, в условиях резкого снижения заказов на авиационную продукцию, производство было направлено на выпуск пользующихся спросом гражданских изделий, но при этом основные направления прежней деятельности предприятия были сохранены. Используя передовые авиационные технологии, завод проектирует и выпускает широкий спектр комплектующих для автомобильной промышленности, в том числе радиаторов для дизельного двигателя, климатических установок и кондиционеров. На площадях предприятия организовано радиаторное производство по изготовлению автомобильных алюминиевых и медно-латунных радиаторов автобусных отопителей.

В 1994 г. начались работы по созданию бортовой автоматизированной системы, предназначенной для управления режимом и реверсом главных двигателей, контроля и аварийно-принудительной сигнализации морских катеров.
Начат выпуск установки охлаждения воздуха купейных пассажирских вагонов для восстановления работоспособности изношенных вагонных кондиционеров.

Проведена большая работа (совместно с ОКБМ им. И.И.Африкантова) по изготовлению уникального изделия – рекуператора (высокотемпературного герметичного теплообменного элемента) для эффективного производства энергии в ядерных реакторах.

Выпускаются газовые водонагревательные колонки «Астра».

В конце 90-х на предприятии широко внедряются системы автоматизированного проектирования (САПР), внедряются системы трехмерного проектирования высшего уровня Unigraphics.

В 2002 г. предприятие получило Благодарность Президента Российской Федерации В.В.Путина за большой вклад в разработку и производство авиационной техники.

С 2002 г. на «Теплообменнике» функционирует Выставочный центр освещающий историю, многоплановую тематическую направленность и конструкторско-технологический потенциал завода.

Сегодня предприятие работает по 60 тематическим направлениям, проектирует и производит более 1200 наименований изделий: системы кондиционирования воздуха и автоматического регулирования давления в кабинах и салонах самолетов, системы наддува топливных баков нейтральным газом, системы охлаждения бортовой аппаратуры, системы охлаждения масла и нагрева топлива в двигателе, противообледенительные воздушные системы, парокомпрессионные холодильные машины, защитные шлемы для летчиков и многое другое.

В 2003 г. «Теплообменник» выиграл тендер на проектирование, разработку, изготовление, поставку и поддержку авиационных изделий для нового российского пассажирского самолета проекта SSJ-100 фирмы «Гражданские самолеты Сухого». Предприятием совместно с французской фирмой «Liebherr Aerospace Toulouse» разработаны, изготовлены и поставляются наукоемкие агрегаты для комплексной системы кондиционирования воздуха. Участие в проекте создания самолета Sukhoi Super Jet-100 привнесло на предприятие мировые стандарты в разработке и производстве изделий для авиапрома.

Есть вопрос или нужна консультация?

Проектирование, производство, реализация, послепродажное обслуживание и  ремонт высокотехнологичных изделий и систем для вертолетов и самолетов   

603950, г. Нижний Новгород, пр. Ленина 93

+7 831 259 99 99

  • Twitter Social Icon
  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon
  • Instagram
Copyright 2019 © SC PDC Teploobmennik